Сооснователь компании «ЭкзоАтлет» Екатерина Березий: Как экзоскелеты спасают людей
В «Сколково» прошел робототехнический форум Skolkovo Robotics. На нем представили первый в России промышленный экзоскелет, который поможет снизить утомляемость рабочих на тяжелых производствах. «Сноб» поговорил с одним из авторов разработки Екатериной Березий о том, как роботы повышают эффективность бизнеса и помогают в реабилитации парализованных пациентов.
Ɔ. Еще до того, как создать промышленный экзоскелет, вы разработали аналогичную медицинскую конструкцию. Расскажите о ней подробнее.
Мы начали разработку медицинского экзоскелета в 2013 году, а уже через три года получили первый сертифицированный образец. Этот проект называется «ЭкзоАтлет». Наша конструкция помогает человеку быть сильным: например, в экзоскелете парализованный человек может встать из сидячего положения и начать ходить. Реабилитация устроена так: экзоскелет поднимает человека и «ходит» его ногами, а инструктор ЛФК или врач-реабилитолог сопровождает тренировки и корректирует программу восстановления. С помощью робототехнической конструкции мы искусственно пробуждаем внутренние ресурсы организма — за счет этого реабилитация проходит быстро и эффективно. Очевидно, что не все парализованные люди могут восстановить двигательную функцию, но даже такие пациенты могут существенно улучшить состояние здоровья и качество жизни. Например, ходьба в экзоскелете улучшает работу органов малого таза — в результате организм начинает лучше очищаться, выводятся токсины, кожа и костный мозг полноценно питаются. В конечном итоге пациент чувствует себя лучше, у него снижается уровень депрессии и появляется желание жить. В нашей практике бывали случаи, когда пациенты даже с самыми сложными диагнозами после реабилитации начинали новую жизнь — возвращались к работе, женились, заводили детей.
Ɔ. Насколько эта технология сегодня доступна?
Для клиник она абсолютно доступна. Экзоскелет стоит 3,5 миллиона рублей — вдвое дешевле, чем зарубежные аналоги (в мире их всего четыре). Важно, что нашу разработку используют государственные больницы. Это значит, что любой пациент может госпитализироваться в ту клинику, где есть экзоскелет, и пройти двухнедельный курс реабилитации в экзоскелете бесплатно. Главная проблема в том, что двух недель обычно недостаточно. У нас есть фантастические результаты восстановления ходьбы — истории пациентов, которые по десять лет сидели в коляске, а потом прошли два курса реабилитации и начали ходить. Но это скорее исключения: они вдохновляют людей, но пугают врачей, потому что каждый случай индивидуален и гарантировать что-либо пациентам нельзя. В любом случае мы считаем, что реабилитация должна проходить в несколько этапов: начинать нужно в стационаре, а продолжать — в амбулаторном формате. Тогда будет больше шансов, что человек сможет вспомнить, как ходил раньше, и станет уверенно удерживать вертикальное положение.
Ɔ. Где сегодня используется разработка?
Уже несколько лет мы активно продаем технологию на российском рынке: нашими экзоскелетами оснащены около 40 российских клиник. Не так давно мы открыли компанию в Южной Корее, начали работу во Вьетнаме, а еще параллельно открыли компании в США, Европе и Японии, чтобы работать с их клиниками и реабилитировать людей после инсульта, травм позвоночника, помогать детям с ДЦП и пациентам с рассеянным склерозом. Надеюсь, что со временем в каждой клинике будет несколько экзоскелетов и пациенты смогут проходить полноценный курс реабилитации.
Ɔ. Поговорим об индустриальных экзоскелетах. Для чего они нужны?
Индустриальные экзоскелеты нужны, чтобы уменьшать утомляемость сотрудников. Они подходят для любых профессий, чья работа связана с поднятием тяжестей — например, работников складских помещений, мастеров, обслуживающих железнодорожные пути, или кинооператоров, которые вынуждены все время носить тяжелую камеру. Экзоскелет способен снизить нагрузку на спину на 40 процентов — это значит, что, внедрив его, компании смогут серьезно увеличить продолжительность трудовой жизни тысяч сотрудников.
Главная проблема в том, что сегодня в России нет технических стандартов, регламентирующих использование устройств. Мы считаем, что экзоскелеты — это средства индивидуальной защиты. Как только их таковыми признают, Фонд социального страхования начнет компенсировать работодателям их покупку и оснащение ими рабочих мест — это значит, что работа огромного количества компаний станет более эффективной и безопасной. Поэтому сейчас наша главная задача — сделать экзоскелет максимально удобным, чтобы сотрудники не отказывались его носить, а получали удовольствие от работы в нем.
Кроме того, экзоскелеты в будущем смогут следить за сотрудниками и сообщать работодателям, сколько операций совершил человек, насколько он производителен. Помните «Операцию “Ы” и другие приключения Шурика»? Один работает, а другой курит в сторонке. Как раз эту ситуацию, когда один трудится за двоих, а другой в это время отдыхает, можно будет устранить (смеется).
Ɔ. На презентации вы говорили, что через десять лет экзоскелеты прочно войдут в нашу жизнь, и мы все будем увешаны их компонентами. Как именно мы сможем использовать их в повседневной жизни?
Вариантов масса. Во-первых, будет активно развиваться производство экзоскелетов для пожилых людей. Понятно, что им нужны конструкции, которые помогут ходить, но при этом не будут слишком тяжелыми. Возможно, такие устройства будут скорее напоминать отдельные элементы скелета человека. Во-вторых, компоненты экзоскелетов могут стать основой для самых разных гаджетов. Например, когда мы гуляем с собакой и она тянет поводок, нам неприятно, что она выдергивает руку из плечевого сустава. В будущем могут появиться легкие устройства, которые смогут компенсировать резкие рывки. В целом компоненты экзоскелетов потенциально можно будет использовать во всех ситуациях, которые сегодня доставляют нам неудобства, будь то перенос сумок или замена лопнувшего колеса автомобиля.
Беседовала Маргарита Шило